Кубанские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кубанские казаки » запорожцы и черкасы » запорожское низовое войско


запорожское низовое войско

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Воспоминания запорожца.
… Их было записано 40 тысяч, они делились на 40 куреней, или деревень, каждая по 100 домов. Этот народ, составившийся из представителей различных соседних наций, жил на берегах Днепра против порогов и оттуда расселялся по необъятным степям влево от Ингульца. Они почитали за честь жить холостыми, и законы их запрещали им жить с женщинами, поэтому в их среде и не встречалось последних. Любой беглец из Турции, Греции, Польши, России находил у них приют и мог записаться в запорожцы, если только подчинялся их законам. …
— Жильбер Ромм. Путешествие в Крым в 1786 г. — Ленинград: Издание Ленинградского государственного университета, 1941 г. - 79 с.

0

2

Населявшие его низовые или сечевые черкасы (казаки) в официальный Реестровое Войско Запорожского не входили.

0

3

Появление запорожских казаков

Так вот цитата из Конституции П.Орлика:

...Дивний
і невгадний у долях своїх Бог, милосердний і довготерпеливий, праведний у
покарах як завжди від початку видимого сього світу, вивищує на праведнім мірилі
свого правосуддя одні держави, а інші за гріхи та беззаконня смиряє; одні
уярмлює, інші звільняє; одні підносить, інші скидає долі. Так і народ бойовий
стародавній козацький, який раніше називався козарський, спершу був піднесений
безсмертною славою, просторим володінням та рицарськими відвагами, якими не
тільки довколишнім народам, а й самій Східній державі  був страшний на морі й на землі, і то так
далеко, що цісар східний, бажаючи його собі довічно примирити, з'єднував
подружнім союзом синові своєму каганову дочку, тобто, князя козарського. Потім,
славлений у вишніх, той таки праведний суддя Бог через примножені неправди й
беззаконня, покаравши численними карами той козацький народ, знизив, змирив і
ледве не вічною руїною скинув долі, нарешті військовою зброєю Польській державі
піддав через Болеслава Хороброго та Стефана Баторія, королів польських.

ну и вторая цитата которая кстати говорит о том что крещены казаки-хазары были задолго до Владимира Святославовича:

Оскільки між трьома богословськими добродійностями
перша е віра, тож у першому сьому пункті належить почати діло про святу
православну віру східного сповідання, якою раз звитяжний козацький народ був
просвічений у столиці апостольській константинопольській ще за володіння
козарських каганів, так і тепер, триваючи в ній непорушне, не хитався ніколи
жодним іновір'ям .
http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=1141

0

4

Появление запорожских казаков

К древнему упоминанию о казачьих предках относится повествование Игнатьевской летописи 1235 года. На ее страницах появляются Бологовцы как жители южного Буга – «это народ того же склада, что и «черные клабуки», только появились они по соседству с Русью несколько позднее. Судя по названиям их городов (Дервиг, Губин, Кобуль, Кудин, Городец, Дядьков) они пользовались славянской речью, но среди славянских племен их нет, и их вожди, как и у торков и берендеев, суть особые князи».

0

5

Появление запорожских казаков

И какъ Греческій Императоръ, живучи въ ЦареградЂ, съ Туркомъ, а при тогдашнемъ времени прозываемымъ Сарацыномъ, имЂлъ войну и нанималъ себЂ охотного военного люду противъ Турковъ, то Его Величеству внушили, что есть, де, такіе люди, что никакова звЂря не пропустятъ, и гдЂ будутъ стрЂлять, то тутъ и попадутъ, а прозываются они Козары; жилище свое имЂютъ по Бугъ рЂкЂ. И Его Величеству весьма оное понравилось, и послалъ къ нимъ одного комисара съ денежною казною ; и какъ оной комисаръ пріЂхалъ на Бугъ рЂку и нашелъ въ комышу оныхъ Козаръ и Атамана Семена, то оному Атаману, Семену, объявилъ, что Его Величество соизволилъ прислать къ нимъ денежную казну, и приказалъ объявить, чтобъ они своими людьми поискъ чинили надъ онымъ непріятелемъ около Дунаю и прочихъ тута мЂстъ. И оной Атаманъ, Семенъ, взявъ деньги, и со всЂми своими Козарами пошелъ охотно, и пріЂхавши къ УкраинЂ, къ мЂстечкамъ ЛысянкЂ и МедвЂдевкЂ и прочимъ тута имЂющимся городкамъ, и присовокупилъ еще себЂ войска болЂе дву тысячь человЂкъ, и пошелъ къ Дунаю и прочимъ тута имЂющимся мЂстамъ. И пришедщи туда надъ Туркомъ, презъ помощь Божію, въ разныхъ мЂстахъ поискъ учинили, а особливо оные Козары дЂйствительно въ военномъ случаЂ себя оказали, яко то отгнаніемъ у Турокъ табуновъ лошадей и прочей скотины, такожъ и коммуникацію у Турокъ весьма отняли и неукрЂпленные городки, яко то редуты, раззоряли и людей всЂхъ въ плЂнъ взяли, а прочихъ и рубили. И по окончаніи оной баталіи Его Величество своею милостію ихъ пожаловалъ и назвалъ ихъ Козаками, и писалъ объ нихъ къ Королю Польскому, чтобъ ихъ за храбрую поступку подъ своею протекціею имЂлъ и велЂлъ называть Козаками, а не Козарами. И тако оной Семенъ, возвратясь и пріЂхалъ къ Королю Польскому и отъ него получилъ себЂ похвалу и отпустилъ ево, а онъ, Семенъ, пріЂхатчи съ своими Козаками, и сталъ жить на Очаковской сторонЂ, при рЂкЂ ДнЂпрЂ и, особливымъ улусомъ, и послЂ оныхъ Казаковъ много пріумножилось. А Король Польской Стефанъ Батура въ 1580 году, которой подъ видомъ наслЂдія Россійскихъ Князей Кіевскаго, Черниговскаго и СЂверскаго, имЂлъ владЂніе всею Украиною даже до самого Глухова, ревнуя на оныхъ Козаковъ, приказалъ, чтобъ изо всей Малороссіи выбрано было десять тысячь Козаковъ регулярныхъ, которые бъ къ порходу всегда были готовы и стрЂльбЂ хорошей обучены, и наставя оть нихъ Гетмана по ихъ выбору». (Мышецкий Семен. История о козаках запорожских, как оные из древних лет зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР).- М., 1847.- № 6- litopys.org.ua/samovyd/sam11.htm)

По тексту видно, что некий Семен пришел в 948 году на устье реки Буг, где его выбрали атаманом козаров. Затем атаман Семен с козарами оказал услугу королю Польскому Баторию в 1580 году. За оказанную услугу король Баторий переименовал козаров в казаков. Не мог атаман Семен жить 632 года, если считать от 948 до 1580 года. Но если 948 по «арабскому» являлся 1548 по «европейскому» счислению, то атаман Семен в 1580 году мог быть вполне у короля Стефана Батория и им быть обласканым. (о переходе «арабского» счисления в «европейское» в XVI веке можно прочесть И.Шумах. Calendars of Hansa (русский) - International Historical-Analytical Almanac, Issue 1 published in October, 2007, - ihaal.com)

0

6

Появление запорожских казаков

Старинный русский историк Болтин пишет: «В 1282 г. Баскак татарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков». Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась «Землей Касак», а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте. В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы».

0

7

Появление запорожских казаков

В 1282 году Баскак татарский Ахмат курского княжества вызвал Пятигорских казаков-черкасов, которые построили на Днепре город, названный их прозвищем Черкассами, кроме того, Ермоловская летопись под годом 1445-м сообщает: «той же весной царь Махмет и сын его Манутяк послали в Черкассы по люда и приведе с ним две тысячи казаков».
Герберштейн и Матвей Мехов утверждают, что в Пятигорье проживали и черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.
В то время, когда Баскак призвал Черкасс из Пятигория, темник Ногай был правителем западных областей Золотой Орды, казаки в его войсках играли заметную роль.

0

8

Появление запорожских казаков

Запорожская Сечь возникла примерно в XVI веке, на части земель бывшего Древнерусского государства.
Недостаточность прямых свидетельств оставляет дискуссионным вопрос точного времени и места её возникновения:
М. Грушевский появление Сечи за днепровскими порогами определил 70 — 80-ми годами XVI века;
Голобуцкий — 30 — 50-ми годами XVI века;
Щербак — 60 — 70-ми годами XVI века

Идея создания форпоста на южных рубежах Литовско-Русского государства возникла еще в 20 — 30-х годах XVI века, но реализовать её удалось лишь князю Д. Вишневецкому, который в 50-х годах XVI века совершил экспедицию на днепровские пороги и на острове Малая Хортица построил крепость. В состав гарнизона на Хортицком острове входили как казаки, так и бояре, холопы, слуги. Проживание казаков Д. Вишневецкого единой общиной в специфических условиях южного пограничья способствовало зарождению военно-политической организации запорожского общества, её модели. Построенный Д. Вишневецким замок стал прототипом казацкого укрепления, которое, утвердившись на острове Томаковка в 60 — 70-х годах XVI века, получило название Запорожской Сечи.

Основной отраслью хозяйства Запорожской Сечи были промыслы, прежде всего это: охота, рыболовство, скотоводство, бортничество, пчеловодство, соледобыча. Казаки имели торговые отношения с татарами и другими соседями, вели внутреннюю торговлю. Значительную прибыль Сечь имела из военных походов (грабежей).

До принятия части казаков в 1572 году на службу польскому королю и появления таким образом новой разновидности казачества — реестровых казаков, днепровское казачество уже именовалось «запорожским» по району своего проживания и расположения главного военного укрепления (и штаб-квартиры), называемого «сечь».

Реестровые казаки, «не имея никакого основания называться», продолжали называться запорожскими, поэтому, чтобы не путать с ними запорожских казаков, не состоящих на государственной службе у польского короля (позднее — у русского царя), последних стали называть низовыми или сечевыми, а реестровых — городовыми казаками. Более того, в 1751 году запорожские казаки заявляли официальную жалобу на то, что городовые казаки и их полковая старшина не по праву «называют себя и подписываются войском запорожским»

Государственная власть Речи Посполитой не признавала сечевых казаков в качестве отдельного сословия. Более того, реестровые запорожские казаки использовались польским правительством, для выполнения полицейских функций против низовых (сечевых) казаков. Для этих целей, например, была основана крепость Кодак, гарнизон которой состоял из реестровых казаков и задача которых состояла в предотвращении всякого сношения сечевиков с населением верховья Днепра.

Низовые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом, которое условно делилось на две группы: на сечевых и зимовых казаков. Сечевые казаки из казары и черкасов обладали рядом прав и привилегий, по сравнению с зимовыми.

Сечевые казаки называли себя «лыцарством» (укр. лицарство, рус. рыцарство) или «товарыством» (укр. товариство, рус. товарищество). Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё, но входили в состав Войска Запорожского Низового

0

9

Национальный, религиозный и гендерный состав

От вступившего в Войско требовалось признание православной веры, обязательство её защищать, подчинение общим для всего войска правилам. В Войско принимались люди всех национальностей, но большинство составляли казаки. Женщины в Войско не допускались.
Д. Яворницкий писал: «в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: малоросов, белорусов, великорусов, донцев, черкасов, казару, севрюков, болгар, волохов, черногорцев, сербов, татар, турок, ногаев, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан».

0

10

Восстание Хмельницкого

Именно на Сечи в 1648 году началось восстание (бунт) Богдана Хмельницкого, находившегося на службе польского короля. С 1649 года Запорожье стало составной частью Гетманщины.

В последующем во времена тридцатилетней гражданской войны (Руины 1657—1687 гг.) гетманы утратили контроль над Запорожской Сечью.

0

11

Административное деление

В XVII столетии Низовое Войско разделялась 5 паланок:

Бугогардовскую;
Кальмиускую;
Кодацкую;
Перевозскую;
Самарскую, из каких Кодацкая и Самарская заселялись семейными казаками.
Впоследствии были образованы еще три паланки:

Орельская;
Протовчанская;
Прогноивская.
Центром паланок была слобода с небольшим укреплением, где размещалась казацкая залога. Во главе паланки стоял полковник, который сосредоточивал в своих руках всю военную, административную, судебную и финансовую власть. Полковнику подчинялась администрация паланки — писарь, атаманы слобод, и тому подобное. Неказацкое население, которое проживало на территории паланок подлежало власти старшины паланки.

0

12

Границы
На востоке Запорожское низовое войско граничало с Землей Донских казаков
На Севере с Московией, Гетьманщиной и Посполитой
На Западе с Гетьманщиной и с Посполитой
На юге с Османской империей и Крымским ханством
До вхождения Запорожского войска в состав России его границы не были четко определены. Потребность в демаркации границ возникла после того, как Россия в 1700 году заключила мир с Османской империей. В 1705 году была проведена демаркация границы войска с османами (турками), в ходе которой запорожцы потеряли земли вокруг Кизи-Кермена и между Южным Бугом и Днепром, которые считали своими

0


Вы здесь » Кубанские казаки » запорожцы и черкасы » запорожское низовое войско


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно