Кубанские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кубанские казаки » казаки народ » документы


документы

Сообщений 1 страница 30 из 134

1

Так вот цитата из Конституции П.Орлика:

...Дивний
і невгадний у долях своїх Бог, милосердний і довготерпеливий, праведний у
покарах як завжди від початку видимого сього світу, вивищує на праведнім мірилі
свого правосуддя одні держави, а інші за гріхи та беззаконня смиряє; одні
уярмлює, інші звільняє; одні підносить, інші скидає долі. Так і народ бойовий
стародавній козацький, який раніше називався козарський, спершу був піднесений
безсмертною славою, просторим володінням та рицарськими відвагами, якими не
тільки довколишнім народам, а й самій Східній державі  був страшний на морі й на землі, і то так
далеко, що цісар східний, бажаючи його собі довічно примирити, з'єднував
подружнім союзом синові своєму каганову дочку, тобто, князя козарського. Потім,
славлений у вишніх, той таки праведний суддя Бог через примножені неправди й
беззаконня, покаравши численними карами той козацький народ, знизив, змирив і
ледве не вічною руїною скинув долі, нарешті військовою зброєю Польській державі
піддав через Болеслава Хороброго та Стефана Баторія, королів польських.

ну и вторая цитата которая кстати говорит о том что крещены казаки-хазары были задолго до Владимира Святославовича:

Оскільки між трьома богословськими добродійностями
перша е віра, тож у першому сьому пункті належить почати діло про святу
православну віру східного сповідання, якою раз звитяжний козацький народ був
просвічений у столиці апостольській константинопольській ще за володіння
козарських каганів, так і тепер, триваючи в ній непорушне, не хитався ніколи
жодним іновір'ям .
http://s8.uploads.ru/t/OKy5V.jpg
http://sd.uploads.ru/t/bWU3k.jpg
http://s5.uploads.ru/t/NPD4G.jpg

0

2

Всеобщая география Российской Империи. Зябловский Е.Ф. 1807г.:
http://old.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t=3&v0=география российской империи&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&useExternal=true&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=b2&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=4&debug=false

http://sh.uploads.ru/t/mBSZ8.jpg
http://sd.uploads.ru/t/RL8rY.jpg

0

3

книга об истории происхождении казаков написана во времена царя Алексея Михайловича Романова.
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004981039#?page=7

http://sh.uploads.ru/t/IK9cG.jpg
http://s9.uploads.ru/t/fWhUb.jpg

0

4

География Российской Империи. Павловский И.Я. 1843г.
(за этот труд автору было объявлено Высшее благоволение 5-го мая 1843 г.):

http://s9.uploads.ru/t/XElSR.jpg
http://s4.uploads.ru/t/jObtx.jpg

0

5

ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ
—  Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в «Летописном повествовании о Малой России»: «Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар». В подтверждение этих слов Ригельман указывает и «Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром».
Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени «державства Российского» составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский «покорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался» Ригельман).
Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню.
После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы со временем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границ. Земледельцы же из их среды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под № 1241 г.). Даниил Галицкий «на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надежду имеаху», а к тому же еще, завоеватели не тронули их городков и поручили Болоховцам «да им орютъ пшеницу и проса».
Эти новые «татарские люди» издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском.
Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или принимали участие в походах на запад, но из его же среды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную орду.
Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: «В 1282 г. Баскак татарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков». Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с . Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась «Землей Касак», а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.
В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы».
В то время, когда баскак призвал Казаков из Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию.
После Нагая, при крымских ханах Гиреях, О. К. выступают, как Казани Перекопские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотрены их права и обязанности.
В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое узнать из посланий московских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци», выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, «с радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя .Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша».
Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, «напоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская». А в родословной Татарской истории он же находит: «Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами».
Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов.
Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировали из них свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников,  огланов, князей и мурз. В XV в. О. К. составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские,  Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские «украйны» Донцам.
Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые  испокон веков считали своим «Присудом».
Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духовные черты. В массе своей они пришли назад на Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на которой все же несколько отложилось влияние татарских диалектов.
  Источник: КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев

0

6

Уже в конце IX века в 948 году византийский император Константин Багрянородный говорит об упорной битве казаков или казарского народа с тюркскими племенами, а к концу X века стали уже грозой для соседних враждебных племен. Видя их силу и храбрость, польский король Банеслав Храбрый в борьбе с братьями за престол пригласил в 992 году казачество к себе на службу.

0

7

Летопись Владимирского времени говорит  о казарах беловежах, охотно принятых великим князем. «Эти обитатели некогда знаменитой крепости – Казарской, на берегу Дона, взятой мужественным князем Святославом, спасаясь от сверепости половцев (1054 год) основали новый город в верховьях реки Остера и назвали его именем древнего их города Беловежей, коей известны развалины в 120 верстах от Чернигова». Далее летопись говорит: «С верховья остера, впадающего в Десну, а также из Киева, казары, которых польские историки-летописцы X века именовали Черкассами и казаками, усилились новыми переселенцами с Кубани и Дона, завладели всем нижним течением Днепра». Эти черкасы Беловежцы в последствии стали именоваться казаками Белогородскими, по польским летописям эти «белогородские молодики» считались самыми отчаянными «молодцами» и отличались особенным, им одним свойственным стрижением головы, оставляя на макушке чуб, закручивают его за ухо.

В начале XI века 1022 года Тмутараканский князь Мстислав путем единоборства устранил касогского князя Редедю, подчинил себе его подданных касогов и получил в союзники казар. Объединив под своей властью Киевское, Черниговское и Переяславское княжества привел с собой с Кавказа племена казар (казаков) и касогов (предков черкесских народов). Присоединил к ним тюрские племена торков и берендеев и поселил их на границах (география Гудад Алем), образовал из них военные поселения для защиты границ от нападения Азиатских орд, кочевавших в черноморских степях. Поселения эти существовали на границах южно-русских княжеств вплоть до нашествия монголов. По внутренней организации и роли, выполнявшихся этими поселениями в отношении русских княжеств были совершенно тождественны пограничным поселениям в составе Зоотой Орды и в летописях значатся как черные клабуки, черкасы, казары и казаки.

Отредактировано boer (2018-03-16 10:14:39)

0

8

К древнему упоминанию о казачьих предках относится повествование Игнатьевской летописи 1235 года. На ее страницах появляются Бологовцы как жители южного Буга – «это народ того же склада, что и «черные клабуки», только появились они по соседству с Русью несколько позднее. Судя по названиям их городов (Дервиг, Губин, Кобуль, Кудин, Городец, Дядьков) они пользовались славянской речью, но среди славянских племен их нет, и их вожди, как и у торков и берендеев, суть особые князи».

0

9

После 1240 года все восточные славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли в Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни казаки мало отличались от других степных народов, переходящих от кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались наравне с половцами-кипчаками «своими людьми». Ставши от первой встрече с монголами, вольными или невольными их союзниками, казаки имели возможность беспрепятственно проживать в прежних местах оседлым военным народом. Ханы, со временем, поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границы. Земледельцы же из их среды, Бологовцы, должны были доставлять татарам плоды своих трудов (Ипатевская летопись – запись о казачьих племенах Бологовцев под № 1241).
Эти новые «татарские люди» были христианами, а первые ханы не препятствовали иноверующим совершать в храмах Богослужение на церковно-славянском языке и не притесняли их. Деловая переписка с митрополитами велась на славянском языке.

0

10

В 1282 году Баскак татарский Ахмат курского княжества вызвал Пятигорских казаков-черкасов, которые построили на Днепре город, названный их прозвищем Черкассами, кроме того, Ермоловская летопись под годом 1445-м сообщает: «той же весной царь Махмет и сын его Манутяк послали в Черкассы по люда и приведе с ним две тысячи казаков».
Герберштейн и Матвей Мехов утверждают, что в Пятигорье проживали и черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.
В то время, когда Баскак призвал Черкасс из Пятигория, темник Ногай был правителем западных областей Золотой Орды, казаки в его войсках играли заметную роль.

0

11

Даже в Генуэзских летописях гор Сурожа (ныне Феодосии) упоминаются в списках конной стражи какие-то казаки-оргузии.

В «Статусе Генуэзских колоний» на Черном море XV века, изданном в последней редакции в 1449 году в главе 21 §1 и 2, упоминается о службу казаков в городе Феодосии и других городах колонии.
Немецкий профессор А. Зандер в книге «Kaukazien gezchichlicher Umriss» говорит, что в XV столетии казаки были на службе у генуэзцев, имевших колонии в Крыму и по берегу Азовского моря, а генуэзец Бабраро, в 1436 году бывший в Азове, писал об особом народе по имени казаки, который говорил на смешанном славянско-татарском языке.

0

12

О казаках, как об особо древнем народе, писали многие российские ученые: Десницкий, профессор Московского университета в «Законодательной комиссии императрицы Екатерины II 3-м приложении» писал о казаках: «В России находятся особливые народы. Сии народы состоят по двум званиям: одни именуются казачьими войсками, куда относится и Запорожское, другие слывут некочующими народами казаки – и воины, и купцы и оратели (хлебопашцы)»

0

13

Профессор Зябловский в своем труде «Землеописание Российской империи» том 6 изд. 1810 года говорит:  «Казаки – это потомство древнего колена воинственных славян».

0

14

«Русская история» Устрялова изд. 1845 года. В этом учебнике, по которому учились наши деды и прадеды, на стр. 235 т. 1 мы читаем: «народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли остатки древних половцв, черкес, русские удальцы, беглые поляки, литовцы, молдаване, татары, нетерпевшие самовластия ханов. Чудная смесь племен отразилась в чертах казаков, в из языке, в самом образе жизни. Лица их доселе выражают нечто азиатское. Язык их состоит из слов: татарских, русских, польских и др. Бесстрашие их напоминает детей Кавказа, именем которых они гордились, называя себя без разбора и казаками, и черкасами. Пятигорские черкасы, жившие на берегах Кубани – есть единоплеменники Донских казаков» (стр. 336).

0

15

С. Греберштейн, немецкий путешественник, в 1519 году посетивший Дон, Москву, Киев, в своем сочинении «Записки о Московских делах» писал о казаках: «Люди азиатского вида и говорящие на смешанном славяно-татарском наречии, исповедующие веру христианскую, церковную службу правят на славянском языке».

0

16

Венецианец Иосиф Барборо, проживший 16 лет в городе Азове, в 1436 году писал также, что Донские казаки говорят на славяно-татарском языке.

0

17

Ученый Ф. Вигель - «Во дни порабощения Руси, ея бессилия и неустройства, на южных пределах, без ее участия и ведома, сама собой встала живая стена, составленная из казаков-ратников, которые удальством своим долго изумляли окрестные края. Казачьи войска сберегли нам Украину и теперь в отдельных местах стоят везде на страже, как передовые вехи. Заслуги казаков неисчислимы».

Фен Ты Лиин, китайский генерал и государственный деятель - «границы Российской империи на орчаке казачьего седла».

Голландский вице-адмирал Крайс, живший на Дону в 1696 году – «Изумляешься этим героям казакам. Ведь мы чехи с ними почти одного и того же языка. Казаки, несмотря на свой грозный вид, внушающий страх, в действительности, по общему мнению всего обывательства, люди очень добродушные. Прошли Галицией 371 км. и нигде на них не было жалоб. Обывательство скоро имело случай удостовериться в добродушии и милосердии казаков».

Иван Ролик в своей статье «Уральцы в Праге» в 1799 году писал: «Казаков шло через наш город несколько тысяч. Казаки с длинными бородами и суровым видом. Вооружение их: луки, стрелы и пики. Они шли по нашей улице бесконечной вереницей в полном молчании и дисциплине.
Страшен и величественен был их вид, но никому они ничего не сделали худого. Они прошли город и стали на квартирах по деревням. Как боялись мы казаков! А увидели прекрасное конное войско»
.
Из письма немецкого пастора Теге гор Россишт 1779 г.: - «Читал и просматривал в архивах документы за первые столетия занятия казаками Сибири, поражаешься массою всякого рода донесений, отчетов, росписей, писанных простыми казаками, без посредства писарей и подьячих, с приложением к этим донесениям чертежей и маршрутов пройденных и осмотренных стран. И это тогда, когда на Руси грамоту знали только духовенство, профессионалы дьячки и подьячие, когда именитые бояре знание грамоты не считали обязательным.
В течении всего XVI века казаки явились посредниками в сношениях между московскими воеводами и владетельными князьками степи. Они были переводчиками-толмачами и дипломатами на Востоке».

Историк Фигнер «История Сибири» 1774 г. – «Греция, Рим, Старый и Новый свет могул гордиться своими героями сколько хотят, но я знаю: отважились бы эти герои на то, что сибирские герои «казаки землепроходцы» действительно учинили с малым числом людей. Напасть на сильнее их народы, и через 30 лет покорить 8 часть света в опасной стране, где встречали голод и холод».

Степанов – первый Енисейский губернатор: «Без казаков управление краем было бы поставлено в большое затруднение».

Генерал Ермолов – «Прежде я их (терских казаков) видел небольшими частями и не так близко, но теперь могу судить о их храбрости и предприимчивости, и, признаюсь, им нет подобных».

Генерал Корсаков-Дундуков, бывший начальник штаба Донского войска, 1861 г. – «Казаки любят свой строй и порядок самоуправления потому, что каждый из них имеет в нем дело своего участия и менять его на какой-нибудь другой строй не хотят».
«Как гражданин, каждый казак считает себя, с некоторым основанием, несравненно выше всех прочих подданных сословий России. Выборное начало и другие либеральные права, составляющие основу казачества на Дону, развили в нем чувства личного достоинства и самостоятельности. Выборное начало составляет одну из существенных их прав, которым казачество дорожит. Рядовой казак гордится, на станичных выборах и сборах, своим правом голоса наравне с бывшим своим командиром полка, офицерами, генералами, если они одной с ним станицы граждане».

0

18

1147 год казары и бродники вместе с половцами пришли на помощь Олегу Святославовичу

0

19

География Российской Империи 1807 года издания
http://s3.uploads.ru/t/xSIDR.jpg
http://s7.uploads.ru/t/h61rU.jpg

0

20

http://s3.uploads.ru/t/EnxOi.jpg
http://s8.uploads.ru/t/pWaBZ.jpg

0

21

Давно полвека назад этой проблеме посвятил статью  Б.С. Виноградов .

Он подметил, что «этнографы ХIХ в. рассматривали гребенцев чаще всего как население родственное северокавказским горцам и, вольно или невольно, отделяли казаков от русского народа».

0

22

И какъ Греческій Императоръ, живучи въ ЦареградЂ, съ Туркомъ, а при тогдашнемъ времени прозываемымъ Сарацыномъ, имЂлъ войну и нанималъ себЂ охотного военного люду противъ Турковъ, то Его Величеству внушили, что есть, де, такіе люди, что никакова звЂря не пропустятъ, и гдЂ будутъ стрЂлять, то тутъ и попадутъ, а прозываются они Козары; жилище свое имЂютъ по Бугъ рЂкЂ. И Его Величеству весьма оное понравилось, и послалъ къ нимъ одного комисара съ денежною казною ; и какъ оной комисаръ пріЂхалъ на Бугъ рЂку и нашелъ въ комышу оныхъ Козаръ и Атамана Семена, то оному Атаману, Семену, объявилъ, что Его Величество соизволилъ прислать къ нимъ денежную казну, и приказалъ объявить, чтобъ они своими людьми поискъ чинили надъ онымъ непріятелемъ около Дунаю и прочихъ тута мЂстъ. И оной Атаманъ, Семенъ, взявъ деньги, и со всЂми своими Козарами пошелъ охотно, и пріЂхавши къ УкраинЂ, къ мЂстечкамъ ЛысянкЂ и МедвЂдевкЂ и прочимъ тута имЂющимся городкамъ, и присовокупилъ еще себЂ войска болЂе дву тысячь человЂкъ, и пошелъ къ Дунаю и прочимъ тута имЂющимся мЂстамъ. И пришедщи туда надъ Туркомъ, презъ помощь Божію, въ разныхъ мЂстахъ поискъ учинили, а особливо оные Козары дЂйствительно въ военномъ случаЂ себя оказали, яко то отгнаніемъ у Турокъ табуновъ лошадей и прочей скотины, такожъ и коммуникацію у Турокъ весьма отняли и неукрЂпленные городки, яко то редуты, раззоряли и людей всЂхъ въ плЂнъ взяли, а прочихъ и рубили. И по окончаніи оной баталіи Его Величество своею милостію ихъ пожаловалъ и назвалъ ихъ Козаками, и писалъ объ нихъ къ Королю Польскому, чтобъ ихъ за храбрую поступку подъ своею протекціею имЂлъ и велЂлъ называть Козаками, а не Козарами. И тако оной Семенъ, возвратясь и пріЂхалъ къ Королю Польскому и отъ него получилъ себЂ похвалу и отпустилъ ево, а онъ, Семенъ, пріЂхатчи съ своими Козаками, и сталъ жить на Очаковской сторонЂ, при рЂкЂ ДнЂпрЂ и, особливымъ улусомъ, и послЂ оныхъ Казаковъ много пріумножилось. А Король Польской Стефанъ Батура въ 1580 году, которой подъ видомъ наслЂдія Россійскихъ Князей Кіевскаго, Черниговскаго и СЂверскаго, имЂлъ владЂніе всею Украиною даже до самого Глухова, ревнуя на оныхъ Козаковъ, приказалъ, чтобъ изо всей Малороссіи выбрано было десять тысячь Козаковъ регулярныхъ, которые бъ къ порходу всегда были готовы и стрЂльбЂ хорошей обучены, и наставя оть нихъ Гетмана по ихъ выбору». (Мышецкий Семен. История о козаках запорожских, как оные из древних лет зачалися, и откуда свое происхождение имеют, и в каком состоянии ныне находятся // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР).- М., 1847.- № 6- litopys.org.ua/samovyd/sam11.htm)

По тексту видно, что некий Семен пришел в 948 году на устье реки Буг, где его выбрали атаманом козаров. Затем атаман Семен с козарами оказал услугу королю Польскому Баторию в 1580 году. За оказанную услугу король Баторий переименовал козаров в казаков. Не мог атаман Семен жить 632 года, если считать от 948 до 1580 года. Но если 948 по «арабскому» являлся 1548 по «европейскому» счислению, то атаман Семен в 1580 году мог быть вполне у короля Стефана Батория и им быть обласканым. (о переходе «арабского» счисления в «европейское» в XVI веке можно прочесть И.Шумах. Calendars of Hansa (русский) - International Historical-Analytical Almanac, Issue 1 published in October, 2007, - ihaal.com)

0

23

Польский король Стефан Баторий правил с 1576 по 1586 годы. Только при нем(1580 году) были переименованы хазары в казаков, после оказания ими услуг королю.

0

24

Учебник Константина Арсеньева. 1818г. С-Перербург:
http://s5.uploads.ru/t/QDYyT.jpg
http://sh.uploads.ru/t/Qgdjo.jpg

0

25

СЪЕЗД НАРОДОВ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

17 ноября 1920 г,

1. ДОКЛАД СТАЛИНА О СОВЕТСКОЙ АВТОНОМИИ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Товарищи 1 Сегодняшний съезд созван для того, чтобы объявить волю Советского правительства об устроении жизни терских народов и об их отношениях к казакам.

Первый вопрос - это отношение к казакам.

Жизнь показала, что совместное жительство казаков и горцев в пределах единой административной единицы привело к бесконечным смутам.

Жизнь показала, что во избежание взаимных обид и кровопролитий необходимо отделить массы казаков от масс горцев.

Жизнь показала, что для обеих сторон выгодно размежеваться.

На этом основании правительством решено выделить большинство казаков в особую губернию, и большую часть горцев в автономную Горскую Советскую Республику с тем, чтобы границей между ними служила река Терек.

Советская власть стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У неё была одна только мысль - освободить вас от ига царских генералов и богатеев. Она вела эту политику с начала революции.

Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они всё глядели в лес, не доверяли Советской власти. То они путались с Бичераховым, то якшались с Деникиным, с Врангелем.

А в последнее время, когда мира с Польшей еще не было, а Врангель наступал на Донецкий бассейн, в эту минуту одна часть терского казачества вероломно,-иначе нельзя выразиться,-восстала против наших войск в тылу.

Я говорю о недавнем восстании Сунженской линии, которое имело целью отрезать Баку от Москвы. Эта попытка временно удалась казакам. Горцы в этот момент оказались, к стыду казаков, более достойными гражданами России.

Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того, что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами.

Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить женщин.

Я заявляю, что если горцы думают так, они глубоко заблуждаются. Горцы должны знать, что Советская власть защищает граждан России одинаково, без различия национальности, всё равно, являются ли они казаками или горцами. Следует помнить, что если горцы не прекратят бесчинств, Советская власть покарает их со всей строгостью революционной власти.

В дальнейшем судьба казаков, как тех, которые отходят в отдельную губернию, так и тех, которые остаются в пределах Горской Автономной Республики, целиком зависит от их собственного поведения. Если казаки не откажутся от вероломных выходок против рабоче-крестьянской России, я должен сказать, что правительству придется вновь прибегнуть к репрессиям.

Но если казаки будут вести себя впредь как честные граждане России, я заявляю здесь перед всем съездом, что ни один волос не упадёт с головы казака.

Второй вопрос - это отношение к горцам Терской области.

Товарищи горцы! Старый период в истории России, когда цари и царские генералы попирали ваши права, уничтожали ваши вольности, - этот период угнетения и рабства канул в вечность. Теперь, когда власть в России перешла в руки рабочих и крестьян, в России не должно быть больше угнетённых.

Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетатели царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России.

У каждого народа, у чеченцев, у ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также у оставшихся на автономной горской территории казаков должен быть свой национальный Совет, управляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних. Я уже не говорю об иногородних, которые были и остаются верными сынами Советской России и за которых Советская власть всегда будет стоять горой.

Если будет доказано, что будет нужен шариат, пусть будет шариат. Советская власть не думает объявить войну шариату.

Если будет доказано, что органы Чека и Особого отдела не умеют применяться к быту и особенностям населения, то ясно, что соответствующие изменения должны быть внесены и в эту область.

Во главе национальных Советов должен быть Совнарком Горской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосредственно связанный с Москвой.

Значит ли это, что горцы будут тем самым отделены от России, что Россия покидает их, что Красная Армия будет уведена в Россию, как спрашивают об этом с тревогой горцы? Нет, не значит. Россия понимает, что предоставленные самим себе малые народности Терека не смогут отстоять свою свободу против мировых хищников и их агентов - горских помещиков, сбежавших в Грузию и интригующих оттуда против трудовых горцев. Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот союз есть основа горской советской автономии.

Товарищи! В прошлом дело обстояло обычно так, что правительства соглашались на те или иные реформы, на уступки в пользу народов лишь в трудные минуты, когда они, ослабленные, нуждались в сочувствии своих народов. Так поступали всегда царские и вообще буржуазные правительства. В отличие от них Советское правительство действует по-иному. Советское правительство даёт вам автономию не в трудную минуту, а в минуту громких успехов на полях сражения, в минуту полного торжества над последним оплотом империализма в Крыму.

Жизнь показывает, что то, что даётся правительствами в критическую минуту, - непрочно, ненадёжно, ибо оно всегда может быть отобрано, когда пройдёт критическая минута. Реформы и вольности могут быть прочными лишь в том случае, если они даются не под давлением временной, минутной необходимости, а в полном сознании полезности реформы, в расцвете сил и могущества правительства. Именно так и поступает теперь Советское правительство, возвращая вам ваши вольности.

Делая так, Советская власть хочет сказать, что она вполне доверяет вам, товарищи горцы, что она доверяет вашим способностям самоуправляться.

Будем надеяться, что вы сумеете оправдать это доверие рабоче-крестьянской России.

Да здравствует союз народов Терской области с народами России!

2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Товарищи! Я получил несколько записок по вопросам, касающимся автономии. Я должен на них ответить.

Первый вопрос - это вопрос о территориальных границах Горской Советской Республики. Границы республики в общем определяются: с севера Тереком, а в остальных направлениях - границами земель народов Терской области: чеченцев, ингушей, кабардинцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, включая иногородних и казачьи станицы по ту сторону Терека. Это составит территорию Автономной Горской Республики. Что касается детальных очертаний границ, то они должны быть определены комиссией из представителей Горской Республики и смежных губерний.

Второй вопрос: где будет центр Горской Автономной Республики и войдут ли в состав республики города Грозный и Владикавказ? Конечно, войдут. Столицей республики можно назначить любой город. Я лично думаю, что таким центром должен быть Владикавказ, как центр, связанный со всеми народностями Терской области.

Третий вопрос - это вопрос о пределах самой автономии. Меня спрашивают: какого типа автономия даётся Горской Республике?

Автономии бывают разные: административная, как у карелов, черемисов, чувашей, немцев Поволжья, политическая, - как у башкир, киргиз, татар Поволжья. Автономия Горской Республики является политической и, конечно, советской. Это автономия типа Башкирии, Киргизии, Татарии. Это значит, что во главе Горской Советской Республики будет Центральный исполнительный комитет Советов, избранный на съезде Советов. Центральный исполнительный комитет выделит Совет народных комиссаров с непосредственной связью с Москвой. Финансироваться будет республика из общих средств Федеративной Республики. Народные комиссариаты, ведающие делами хозяйства и военными, будут непосредственно связаны с соответствующими комиссариатами центра. Остальные комиссариаты: юстиции, земледелия, внутренних дел, просвещения и пр. будут подчинены ЦИК Горской Советской Республики, связанному с Всероссийским ЦИК. Внешняя торговля и иностранные дела будут целиком в руках центральной власти.

Дальше идёт вопрос о времени проведения в жизнь автономии. Для того, чтобы выработать подробные правила или, говоря по-учёному, "конституцию" республики, необходимо, чтобы были избраны представители 110 одному от каждой народности, которые могли бы вместе с представителями правительства в Москве выработать конституцию Автономной Горской Республики.

Не мешало бы вам на этом съезде избрать для этого по одному представителю от чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и тех станиц, которые входят в Автономную Горскую Республику, всего семь представителей.

Меня спрашивают о порядке выборов в национальные Советы. Выборы должны быть произведены в порядке конституции, т. е. право выбора в Советы предоставляется только трудящимся. Советы должны быть трудовыми.

У нас в России считают, что кто не трудится, тот не ест. Вы должны заявить, что кто не трудится, тот не выбирает. Это основа советской автономии. В этом разница между буржуазной и советской автономией.

Следующий вопрос об армии.

Армия должна быть безусловно общей) ибо своей маленькой армией Горская Республика не сможет отстоять свободу, ничего не сумеет противопоставить войскам, субсидируемым Антантой.

Заканчивая речь, я хотел бы оттенить то основное, что может дать вам, горцам, автономия.

Основное зло, которое угнетало горцев всю жизнь, - это их отсталость, их невежество. Только искоренение этого зла, только широкое просвещение масс может спасти горцев от вымирания, может приобщить их к высшей культуре. Вот почему в своей автономной республике горцы должны начать прежде всего с устройства школ и культурно-просветительных учреждений.

Весь смысл автономии в том, чтобы она втянула горцев в управление своей страной. Здесь у вас слишком мало местных людей, умеющих управлять своим народом. Вот почему в учреждениях Продкома, Чека, Особого отдела, народного хозяйства работают русские, не знающие вашего быта, языка. Необходимо, чтобы ваши люди вовлекались во все области управления страной. Та автономия, о которой здесь говорится, понимается так, чтобы во всех органах управления стояли ваши люди, знающие ваш язык, ваш быт.

В этом смысл автономии.

Автономия должна вас научить ходить на своих собственных ногах, - в этом цель автономии.

Результаты автономии скажутся не сразу: нельзя в один день создать из местных людей опытных работников 110 управлению страной. Но не пройдёт двух-трёх лет, как вы втянетесь в управление своей страной и выделите из своей среды учителей, хозяйственников, продовольственников, землеустроителей, военных, судейских и вообще партийных и советских работников. И тогда вы увидите, что научились самоуправляться.

Да здравствует горская автономия, которая научит вас управлять своей страной и которая поможет вам стать такими же сознательными, как рабочие и крестьяне России, которые научились не только управлять своей страной, но и побеждать своих заклятых врагов 1

"Жизнь Национальностей" №№ 39 и 40;

8 и 15 декабря 1920 г.

0

26

Расказачивание на Северном Кавказе

«Кавказская политика» попыталась понять, почему большевики создавали казачьи административные образования на Кавказе, и что из этого получилось.

С первых лет своего существования советское государство стало вести поиск новых административных границ на Северном Кавказе, оптимальных для сложившихся реалий. С ликвидацией Терской и Кубанской областей границы менялись буквально каждый год, власть экспериментировала, вновь и вновь перекраивая созданные территориальные образования.

Период восхода Советского государства в истории принято называть «расказачиванием», а его символом для казаков стала директива Свердлова от 24 января 1919 года, гласившая: «Необходимо, учитывая опыт Гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления…»
Несмотря на то, что существует множество подобных документов, свидетельствующих о массовых убийствах и депортациях казачьих станиц, именно дата директивы Свердлова стала символичной и памятной в наши дни.

Параллельно с «поголовным истреблением» началась кампания по переименованию станиц, казакам запрещалось носить свою традиционную одежду, табу накладывалось даже на само слово «казак». Установлению советской власти в районах с казачьим населением данная политика отнюдь не способствовала.

Действующие в горах и лесистой местности казачьи отряды, не признающие советскую власть, пополнялись и встречали полную поддержку местного населения, а в самих станицах одно за другим вспыхивали восстания. Не довольны проводимой политикой были и «красные» казаки, воевавшие за советскую власть в годы гражданской войны.

Известный командарм Миронов писал: «Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество». 30 октября 1920 года Сталин рапортовал в телеграмме Ленину об успешном выселении в военном порядке пяти станиц и о необходимости выделить казаков «в отдельную губернию, ибо сожительство казаков и горцев в одной административной единице оказалось вредным, опасным».

Ситуация в первые годы советской власти была очень неустойчива и подходы к одним и тем же вопросам могли меняться в диаметрально противоположную сторону. Отношение государства к казакам, вследствие обозначенных проблем, плавно дрейфовало от резко негативного до умеренного. На проведенном пленуме ЦК РКП, состоявшемся 30 апреля 1925 года поднимался и казачий вопрос.

В опубликованной газетой «Правда» резолюции говорилось: «Совершенно недопустимо игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер по борьбе с остатками казачьих традиций», а также: «признать необходимым, чтобы в местных газетах соответствующих районов гораздо больше внимания, чем до сих пор, уделялось освещению положения казачества и нуждам казачества, и было уделено должное внимание делу привлечения селькоров из казачьей среды».

Но ключевыми для определения будущих административных границ на Северном Кавказе стали два последних пункта резолюции:

«9. Способы проведения национальной политики в казачьих районах требуют особенного такта. В районах со смешанным национальным составом усилить участие казачества в руководящих органах тех национальных республик и областей, в которых казачество до сих пор мало привлечено к этой работе.

10. Признать допустимым районы с компактным казачьим населением в нацобластях выделять в отдельные административные единицы».

В просуществовавшей с 20 января 1921 года по 7 ноября 1924 года Горской АССР наряду с такими округами, как Чеченский, Ингушский, Северо-Осетинский, Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Черкесский существовал и Сунженский округ. В 1924 году власти решили пойти на очередной эксперимент, «в согласии с волеизъявлением народностей» и «в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей» упразднялась и расчленялась по национальному признаку Горская АССР.

Таким образом, у казаков на Северном Кавказе появилась своя административная единица под названием Сунженский казачий округ. В Декрете ВЦИК об упразднении Горской АССР отмечалось: «Сунженский округ, как автономная административная единица, состоит в непосредственном подчинении всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и управляется съездом советов и избираемым им исполнительным комитетом, действующим на правах губернского исполнительного комитета».

В состав округа, общая территория которого ограничивалась 1185,5 кв. км, вошли два района: Слепцовский и Терский. Согласно результатам переписи 1926 года по Северо-Кавказскому краю,  более 70% населения Сунженского округа составляли казаки.

Примечательна и сама перепись, в ходе подготовки которой между Центральным статистическим управлением (ЦСУ) и местными статистиками развернулась дискуссия, учитывать ли казаков как особую народность, либо в составе других народностей.

В итоге победила позиция местных статистиков, предлагавших относить казаков согласно языку общения к разным национальностям, при этом признавая казачью преемственность от отца к сыну. Такая позиция привела к тому, что казачье население было распределено на русских, украинцев, калмыков, черкесов и другие народности.

Практически одновременно с созданием Сунженского казачьего округа с правами современной «национальной республики» создаются казачьи районы на территории северокавказских национальных автономных областей. Так, в 1924 году в Карачаево-Черкесской АО формируется «Баталпашинский район».

При разделе объединенной АО в 1926 году на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, район был передан в Армавирский округ Юго-Восточной области. В состав района были включены город Баталпашинск, а также Баталпашинский, Зеленчукский, Исправненский, Кардоникский, Красногорский, Николаевский, Овечкинский, Сторожевой и Усть-Джегутинский советы. При этом органы управления Карачаевской автономной области и Черкесского национального округа оставались в станице Баталпашинской, находившейся вне их границ. Около 65% населения района были казаками.

В 1925 году в Северной Осетии был создан «Притеречный район». Постановление президиума ВЦИК № 333 гласило: «Организовать в составе Северо-Осетинской автономной области Северокавказского края самостоятельный казачий округ (на правах района) с центром в станице Ардонской. В состав нового округа включить: Змейскую, Ардонскую, Архонскую, Николаевскую и хутор Ардонский».

Всего в округе на территории 329 квадратных км. было около 20 тыс. жителей, 70% которых были казаками. Главным отличием казачьего административного образования от других районов было то, что он «ввиду особых условий имеет право сношения с краевым центром, минуя североосетинские власти».

В Кабардино-Балкарской АО в том же 1925 году был образован «Казачий район» в составе станиц Пришибской, Котляревской и Александровской с подчиненными им населенными пунктами. Территория округа насчитывала 285 квадратных км., с населением 9355 человек (70% казаков).

На заседании 3 пленума ЦК Кабардино-Балкарской автономной области председатель облисполкома Бетал Калмыков заявил следующее: «Казачество не является чужим народом, вклинившимся в наши земли, а есть частица нашей области. Надо будет организовать немедленно Казачий ревком и торжественно открыть Казачий округ на Котляревской. Надо дать им возможность самоуправляться и наряду с этим помочь им средствами. Пусть об этом нашем самостоятельном Казачьем округе по всему Северному Кавказу говорят».

Формирование вертикали советской власти в казачьих автономиях имело свои характерные черты. Так, в администрации и милиции и прочих органах самоуправления были преимущественно казаки. Несмотря на то, что права избирать, а также быть избранными лишались определенные категории граждан, такие как бывшие офицеры, духовенство, торговцы, казаки, все равно голосовали за уважаемых станичников, как правило, крепких хозяев, которые не могли быть угодны советской власти. Ужесточение требований и расширение круга лиц, лишенных избирательных прав ожидаемых результатов не дали.

Кроме того, низкая явка на выборах в местные советы, приводила к тому, что, например, в Притеречном округе их результаты были отменены. Казаки по старинке голосовали согласно своим обычаям, где предусмотрены «выборщики». Грубо говоря, от одного двора голосовал один человек, к тому же на выборы не ходили женщины.

Была еще одна причина недоверия новой власти к казакам. Повстанческие отряды, ведущие вооруженную борьбу с представителями советов, продолжали свою деятельность, имея тесные связи среди казаков в окружных администрациях.

Так, в станице Вознесенской Сунженского казачьего округа милиционеры-казаки, братья Пузенко оказывали негласную поддержку подполью в 1922-1923 гг., что стало причиной разгрома пяти сотен краснофлотцев под командованием Блинова, прибывших для усмирения Сунжи. Такие случаи во всех казачьих округах были не редкостью.

Казачьи автономии просуществовали не долго. Почти одновременно все они были ликвидированы с официальной формулировкой экономической отсталости, раздутости штатов управления и необходимости укрупнения и интернационализации административно-территориальных образований.

В 1927 году прекратил свое существование Казачий округ в Кабардино-Балкарии, а его территория была передана в Прималкинский район, где сейчас и находится.

Остался в истории и Сунженский казачий округ. 4 февраля 1929 года административная комиссия ВЦИК постановила: «Сунженский округ Северо-Кавказского края упразднить».

В настоящее время территорию бывшего округа занимают Сунженский район Чечни, Сунженский и Малгобекский районы Ингушетии, а также Моздокский район Северной Осетии.

В 1931 году Притеречный округ был переименован в район и вошел в полное подчинение властей Северной Осетии, а в 1933 году его полностью ликвидировали, распределив населенные пункты по разным осетинским районам.

В том же 1931 году был упразднен Баталпашинский район. При этом, часть станиц была передана в Черкесскую АО, другая часть в Карачаевскую АО, а станица Исправная и хутор Фроловский в Отрадненский район Северо-Кавказского края. На данный момент вся территория района находится в составе Карачаево-Черкесии.

Сворачивание казачьих автономий было таким же быстрым, как и их создание. Вслед за ним следовал искусственный голод 30-х, а также продолжение репрессий, пик которых пришелся на 1937 год.

Многие руководители казачьих автономий были расстреляны под разными предлогами, слово «казак» вновь вышло из документального оборота, но не слишком надолго, до начала Великой отечественной войны.

Николай Кучеров
http://terskiykazak.livejournal.com/216704.html

0

27

Гребенцы-старожилы, считая себя, прежде всего, воинами по призванию и происхождению, вполне убеждены и совершенно справедливо, что самый дух казачества и все военно-казачьи способности приобретаются не только воспитанием, но и рождением в силу наследственной передачи. По их мнению, казаки родятся, а не «делаются», и поэтому люди свободные, но не казачьего рода, никогда не смогут быть настоящими казаками, а тем более никогда не могли и не могут ими  быть люди зависимые, чернорабочие, силою взятые от плуга и других занятий. Подобный низкий элемент не только не способен стать в уровень с природными казаками и, подобно им с полным достоинством и гордостью держать знамя казачества, но не способен даже на то, чтобы усвоить себе те уже готовые принципы, которые сами собой выработались боевой казачьей жизнью с первых времен образования этого свободолюбивого народа.
Источник: СМОМПК. Вып. 44.1915 г. Ф.С. Гребенец. Новогладковская станица в ея прошлом и настоящем.

0

28

http://sh.uploads.ru/t/yOdlK.jpg

0

29

http://sg.uploads.ru/t/DMtIe.jpg

0

30

http://s8.uploads.ru/t/wmapy.jpg

0


Вы здесь » Кубанские казаки » казаки народ » документы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно